Значение смазки. Смазка снижает потери на трение и тем самым уменьшает износ деталей, она способствует внутреннему охлаждению трущихся поверхностей, смыванию нагара и металлической пыли, уплотнению поршней в цилиндрах, защите деталей от коррозии. Сущность процесса смазки состоит в том, что молекулы масла под влиянием силы молекулярного притяжения распространяются по трущимся поверхностям и смачивают их. При этом те слои молекул, которые непосредственно соприкасаются с трущимися поверхностями, перемещаются вместе с ними, и трение в основном происходит только между промежуточными слоями молекул масла. Так как сила притяжения между молекулами масла меньше, чем между маслом и материалом трущихся поверхностей, то и сопротивление их перемещению значительно понижается, что уменьшает потери мощности на преодоление трения. Способность смачивать поверхность твердого тела и образовывать прочную масляную пленку, защищающую трущиеся поверхности от износа, является одним из основных требований, предъявляемых к смазочным маслам. Наиболее нагруженными, а следовательно, и наиболее сильно нагревающимися являются сочленения коленчатый вал— коренной подшипник и коленчатый вал — шатунный подшипник. При неработающем двигателе шейка коленчатого вала плотно лежит на подшипнике, масляного слоя между ними нет, и трение при пуске получается сухое. При увеличении числа оборотов коленчатого вала шейка постепенно начинает «всплывать» в масляном слое, и трение из сухого переходит в полужидкостное и жидкостное. Следовательно, особо неблагоприятные условия для смазки подшипников и их износа создаются в период пуска и прогрева двигателя. Масла для смазки двигателей. Основные показатели масел, применяемых для карбюраторных и дизельных двигателей, приведены в табл. 3. Буквы «А», «М» и «Д» обозначают назначение масла (автомобильное, моторное, дизельное); буквы «К» и «С» — способ очистки (кислотная или селективная); буква «С» для дизельных масел — исходную нефть (сернистая); буква «3» — наличие специального загустителя; буква «п» — наличие присадок. Цифры после букв указывают кинематическую вязкость масла в сантистоксах при 100°С. Масла кинематической вязкостью 6—8 ест применяют зимой, а вязкостью 8—10 сст — летом. Для улучшения качеств масел к ним добавляют присадки. Присадки могут повышать вязкость и вязкостно-температурные свойства масел, понижать температуру застывания, улучшать смазочные свойства масел (прочность пленки), препятствовать образованию в масле нагара и соединений, вызывающих коррозию металлов. Присадки могут быть многофункциональными (комплексными), обладающими одновременно моющими, антикоррозийными и другими свойствами. Многофункциональными присадками являются: ВНИИ НП-360, АзНИИ-8, а также комбинации присадок СБ-3 (сульфонат бария) и ДФ-11 (диалкилдитио-фосфат цинка) и др. По ГОСТам 1963 г. масла для двигателей подразделяются на группы по вязкости и по напряженности двигателей, для которых они предназначены. Масла групп А и Б и трех групп по вязкости (6, 8 и 10) предназначены для карбюраторных двигателей; масла групп Б, В и Г и трех групп по вязкости (8, 10 и 12) —для дизельных двигателей. Так, М10Б означает масло группы Б, вязкостью 10 ест при 100°С. Масло АСп-6 применяют для карбюраторных двигателей, имеющих рядное расположение цилиндров (ГАЗ-51А, ЗИЛ-164А, Урал-355М), зимой, масла АКп-10 и АСп-10 — летом. Все-сезонные загущенные масла АКЗп-6 и АКЗп-10 могут применяться для тех же двигателей зимой и летом, при этом масло АКЗп-6 предназначено для северных районов, а масло АКЗп-10 — для средней полосы. Для V-образных двигателей ГАЗ-53 применяют масло АС-8 (М8Б), для двигателей автомобилей ЗИЛ-130 — масло М8Б с присадками СБ-3 и ДФ-11, для двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 при температуре выше Н-5°С — масла ДС-11 или Дп-11, а при температуре ниже +5°С — масла ДС-8 или Дп-8. Системы смазки двигателей. В современных двигателях применяется комбинированная система смазки, при