Двухлетний кроха все хочет делать сам. Поддержите его в этом желании, и ваш малыш вырастет целеустремленным, успешным и гармоничным человеком.
УНИКАЛЬНАЯ — ЛИЧНОСТЬ Каждый ребенок — уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям. На темпы развития самостоятельности малыша влияют его темперамент, врожденные способности, интересы и даже практика поощрения и наказания в семье.
Пока ребенок еще совсем маленький и не может обойтись без вашей помощи, вы только и мечтаете, чтобы он поскорее научился все делать сам. Но когда приходит этот долгожданный момент, вы с беспокойством замечаете, что работы у вас только прибавилось. Оказывается, гораздо проще самой быстренько покормить малыша, умыть, одеть и обуть, чем наблюдать за его пока еще неумелыми попытками справиться самостоятельно. И все-таки вооружитесь терпением и предоставьте крохе возможность проявить себя. Когда малышу исполняется два года, у него появляется естественное желание овладевать новыми навыками. Он начинает иначе смотреть на маму и папу, охотно им подражает. Ручки и ножки ребенка становятся более ловкими, движения более скоординированными и точными. Этим обязательно нужно воспользоваться. Я ем, как мама Дети охотно хватаются за ложку, как только научатся уверенно сидеть за столом. Правда, иногда малыш не ест, а стучит о тарелку и разбрасывает вокруг ее содержимое... Терпение и выдержка — вот что вам нужно в этой ситуации! Чтобы кроха научился пользоваться столовыми приборами, садитесь за стол вместе с ним. Наблюдая за вашими движениями, ребенок начнет их повторять. Даже если большая часть еды окажется на полу, не докармливайте его сами, а лучше предложите добавку. Включите в рацион малыша те блюда, которые ему будет удобней есть самостоятельно. Фрикадельки и картофельное пюре точно не отобьют охоту к обучению, в отличие от спагетти и зеленого салата. А если малыш хочет есть руками? Не разрешайте ему копаться в еде, но и не ругайте его. Крохе просто необходимо все потрогать — так он познает мир. Я пользуюсь горшком Некоторые родители пробуют приучить своего ребенка к горшку, едва он начинает самостоятельно сидеть. Но торопиться не стоит, так как осознанная потребность оставаться чистым и сухим возникает у малыша примерно в 1,5 года. Чтобы ребенок привык, нужно время, поэтому купите горшок заранее и дайте крохе возможность ознакомиться с новым предметом во время игры. Например, покажите малышу, как куклы ходят на горшок и порадуйтесь их успехам. Затем вместе с ребенком выберите место, где будет стоять горшок. Старайтесь наблюдать за крохой: когда он испытывает физиологическую потребность, то ведет себя несколько по-другому, например приседает. В такие моменты предлагайте ему горшок. Когда ребенок поймет, для чего он предназначен, на протяжении дня, пока вы дома, откажитесь от подгузников. Объясните малышу, что, когда он чувствует, что хочет «пи-пи» или «а-а», он должен быстро позвать маму или папу. Будьте терпеливой и спокойно рассказывайте крохе, что, если ему удастся это сделать вовремя, штанишки останутся чистыми. Не подгоняйте, не сажайте его на горшок на всякий случай. Достаточно время от времени спрашивать малыша, не хочет ли он «пи-пи». Помните также, что лучше одевать малыша в одежду, которую легко снять. Когда ребенок научится пользоваться горшком, начинайте знакомиться со взрослым туалетом. Малыш должен освоить его до того, как пойдет в детский сад. Чтобы крохе было удобней, купите детскую накладку-сиденье на унитаз. Я умею умываться Чтобы научить ребенка справляться с утренним и вечерним туалетом, делайте все вместе с ним. Станьте рядом возле умывальника напротив зеркала (для малыша приготовьте маленькую табуреточку с ковриком, предохраняющим от скольжения) и вместе начинайте чистить зубы, мойте руки, лицо. Кроха должен видеть свое отражение, чтобы знать, что он делает все в точности, как мама. Я умею одеваться Примерно в два года дети уже умеют раздеваться сами, но одеваться им труднее — они запутываются в своих же одежках. А в четыре многие уже умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии. Чтобы малышу нравилось одеваться самостоятельно, одежда должна быть просторной, без сложных подтяжек или застежек. Покупая штанишки, трусики или рубашечку, выбирайте те, по которым сразу понятно, где перед, где зад (например, по аппликации и кармашку). Лучше, если штанишки и юбочка будут на резинке, а ботинки на липучках. Тогда малыш сможет одеваться быстро и у него не будет стрессов в детском саду. Труднее всего разобраться с пуговицами. Поэтому уже в возрасте двух лет купите крохе мягкие игрушки, которые одеты в застегивающиеся свитерки. Если малыш справляется с пуговицами на наряде любимой игрушки, а со своими нет, помогите ему. Присядьте на корточки позади ребенка и обнимите его сзади. Возьмите его ручки в свои ладони и попробуйте вместе застегнуть пуговицу. После этого упражнения малышу будет легче повторить движения ваших рук. Я сам убираюсь в комнате Играя, ребенок использует все игрушки в комнате, и не только их. Когда приходит время убираться, его лицо становится растерянным. Но не потому, что ему неохота,—малыш просто не знает, с чего начать. Ваша просьба «Убери, пожалуйста, комнату» для него непонятна. А то, что вы называете беспорядком, для ребенка — строительный участок, большой гараж или магазин модной одежды для кукол... Что делать в такой ситуации? Объясните, что игрушки он должен возвращать на место, потому что тогда легче придумывать новые игры и никто случайно на них не наступит. Вместо абстрактного «при- бери» давайте ребенку конкретные указания, что он должен сделать. Например: «Убери кубики в желтую коробочку», «Посади куклу на полку возле книжек». Я сплю в своей кроватке Чтобы ребенок засыпал в своей кроватке, она должна быть более привлекательной, нежели родительская. Если малышу два года и он все еще спит в кроватке с перекладиной, ему трудно с этим согласиться. Купите крохе небольшую тахту. Пусть малыш сам выберет белье — это ему решать, с Винни-Пухом или с черепашкой-ниндзя. Обязательно нужен ночник, многие малыши не любят засыпать в темноте. Важен также ритуал перед сном. Приучите кроху к тому, чтобы он сначала уложил спать мишку или куклу, а потом ложился спать сам. Не забывайте прочитать ему сказку перед сном и нежно обнять. А если среди ночи в вашей спальне все-таки появится маленький гость, не прогоняйте его: может, малышу приснился плохой сон или он просто скучает по маме.